|
ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
В 1902 –1903 гг. два исследователя – Саттон (из США) и Бовери (из Германии) – независимо друг от друга предположили, что задатки (гены) расположены в хромосомах. Эта идея положила начало созданию хромосомной теории наследственности. Термин “ген” был предложен позже (в 1909 г. Иоганнсеном). Параллелизм в поведении генов и хромосом в процессе образования гамет убедительно говорил о том, что гены расположены в хромосомах. В 1910 г. хромосомная теория наследственности получила свое дальнейшее развитие в опытах Нобелевского лауреата Т. Моргана и его сотрудников, которые привели новые доказательства справедливости этой теории, показав связь между конкретными генами и хромосомами. Окончательные доказательства были получены Бриджесом в 1913 г., открывшем изменения в наследовании признаков, сцепленных с полом, при не расхождении половых хромосом.
Основные положения хромосомной теории наследственности следующие:
1) гены локализованы в хромосомах;
2) гены расположены в хромосомах в определенной линейной последовательности;
3) гены наследственно дискретны;
4) каждый ген имеет определенное место (локус) в хромосоме;
5) гены относительно стабильны;
6) гены могут изменяться (мутировать);
7) гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно, образуя группу сцепления;
8) число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом и постоянно для каждого вида организмов;
9) признаки, зависящие от сцепления генов, наследуются совместно;
10) сцепление генов может нарушаться процессом кроссинговера, в результате образуются рекомбинантные хромосомы;
11) частота кроссинговера является функцией расстояния между генами: чем больше расстояние, тем больше величина кроссинговера (прямая зависимость);
12) частота кроссинговера зависит от силы сцепления между генами: чем сильнее сцеплены гены, тем меньше величина кроссинговера (обратная зависимость);
13) сцепление генов и кроссинговер позволяют производить картирование хромосом.
На современном этапе развития хромосомная теория наследственности получила дальнейшее развитие благодаря изучению тонкой структуры и функции генов про- и эукариот. Эволюционировали наши представления о гене как о неделимой структуре. Открыты дробные структуры эукариотических генов, механизм их регуляции и т.д. Созданы искусственные гены. Все эти знания позволили сформировать один из фундаментальных принципов генетики о единстве дискретности и непрерывности генетического материала.
|
|